Святой престол. Престол – четвероугольный стол, утвержденный посреди алтаря, особенным чином освященный и облаченный в священные одежды (срачица и индития). Престол является самым священным местом в храме, т.к. знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы и является местом особенного присутствия Божественной Славы. На Престоле совершается самое важное из всех таинств Церкви – Таинство Евхаристии (Причащения). Нижний покров Престола называется катасаркой, слав. срачи́цей (сорочкой), верхний – индитией (греч. – одеваю). Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой. На святом Престоле находится несколько священных предметов: антиминс, Евангелие, один или несколько напрестольных крестов, дарохранительница. Прикасаться к престолу и проходить перед ним (между престолом и Царскими вратами) имеют право только священнослужители. Жертвенник. Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию. Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего таинства Святые Дары. На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям. В различные моменты литургии жертвенник символизирует пещеру, где родился Христос, Голгофу, где Он был распят, и небесный Престол Славы, куда Он вознесся по воскресении. Горнее место. Горнее место – место у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло-трон для архиерея, а по сторонам, но ниже его – сидения для священников. Во время богослужения, восседающий на Горнем месте архиерей символизирует Господа Славы, а духовенство – апостолов. Но и во всякое время Горнее место обозначает таинственное присутствие Небесного Царя, поэтому к нему хранится особо благоговейное отношение. Аналой. Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Аналои украшаются покрывалами того цвета, какой имеют в данный праздник облачения духовенства. В самом центре храма стоит центральный аналой. Обычно на центральном аналое лежит икона праздника или святого, память которого совершается. За аналоем обычно находится большой подсвечник, где можно поставить икону «празднику». В других местах храма также стоят аналои, на которых лежат другие иконы. Перед аналоем, стоящим посреди храма, проходит значительная часть чина венчания, отсюда выражение «привести к аналою», т. е. – жениться, вступить в брак. Мощевик. Мощевик — общее название ёмкостей для хранения частиц мощей. Мощевики изготавливаются в различных формах: крест-мощевик, энколпион, ковчежец. Малые частицы мощей при помещении в мощевик заливаются воскомастикой, предохраняющей их от выпадения или повреждения. В мощевик могут помещаться мощи как одного святого, так и многих (например, Кийский крест содержит частицы мощей 108 святых). Сень. Сень – навес над престолом или мощами святого, обычно квадратной формы с нарядным балдахином, устраиваемый в некоторых храмах. В центре его находится изображение голубя (или подвешивается его фигурка) – символ Святого Духа. Сень над престолом означает небо, простертое над землею, на которой совершился искупительный подвиг Христа Спасителя.
Информация взята с сайта http://azbyka.ru |
|